Последнее обновление: 23/07/2022 в 15:50
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.
4 декабря 2011

У российского настольного тенниса нет системы…

Alieksai-Smirnov2088-3_0Мастер спорта России международного класса по настольному теннису, единственный российский победитель престижного турнира «ЕВРО-ТОП-12» Алексей Смирнов рассказал о проблемах российского настольного тенниса, уровне клубных чемпионатов Европы и причине возвращения из Германии на родину.

— Алексей, Вы долгое время являлись первой ракеткой России. Кроме того, Вы единственный российский победитель престижного турнира «ЕВРО-ТОП-12». Многих ваших поклонников, наверно, интересует вопрос — как Вам удалось достичь такого мастерства в настольном теннисе? 

— Думаю, что я еще не достиг всех вершин, которых можно достичь в настольном теннисе. Вообще, безусловно, я очень много тренировался и хотел развиваться как игрок. Впрочем, хочу до сих пор.

— Вы впервые в Пензе? Как Вы оцениваете зал дворца спорта «Буртасы» и местные условия? Удается ли Вам посмотреть города, в которых Вы выступаете?
— Да, я впервые в Пензе. Города мы никогда не успеваем посмотреть. Тем более, что в здании дворца спорта «Буртасы» находится и спортивный зал, и гостиница. Поэтому я даже не знаю, где ближайший магазин. Стоит отметить, что зал здесь большой и светлый. Таких мало в России. К примеру, у нас долгое время не было зала для сборной страны. Сейчас его открыли в Екатеринбурге — хоть какое-то движение в развитии, но опять же — это двухчасовая разница во времени с Москвой и четыре часа — с Европой. Я считаю, это стратегически неправильно. Так как многие турниры проходят в Европе, то спортсмены постоянно испытывают усталость и сталкиваются с проблемой акклиматизации. О какой игре может идти речь?

— Чего, по Вашему мнению, не хватает российскому настольному теннису?
— Этому виду спорта в России не хватает системы. В нашей стране нет хороших тренеров. Они должны быть из нового поколения игроков, которые достигли хорошего уровня. В России такого нет и не предвидится в принципе. С того момента, когда я только начинал играть, и до настоящего времени тренеры не меняются. А настольный теннис развивается быстро — также, как и другие виды спорта. Профессиональный тренер — это очень тяжелая работа. Он должен ездить по миру не меньше, чем игрок, снимать на видеокамеру матчи, а потом анализировать их вместе с игроком, разбирать каждого соперника. Простой теорией здесь не обойтись, а это как раз очень часто происходит. Такое положение не только в России, но и в Европе.

— Алексей, как Вы думаете, из Вас может получиться хороший тренер? И какими качествами, по Вашему мнению, он должен обладать?
— Если я решу быть тренером, то я буду стараться им стать. Наставник должен быть психологом и понимать, что главное действующее лицо на площадке — это игрок, а ни в коем случае не он сам.

— Что, на Ваш взгляд, могло бы поднять престиж настольного тенниса в России? Что порекомендуете сделать для этого?
— Во-первых, нужно уделять внимание становлению высококвалифицированных детских тренеров. Если взять корейцев или китайцев, то у них идеальная техника игры, нет даже небольших недочетов. Я не вижу в России школы тенниса — у нас просто есть отдельно взятые команды и люди, которые кое-как выкарабкиваются вопреки чему-то. По крайней мере, так было. Сейчас есть больше возможностей, но нет талантливых ребят.

— Достаточен ли уровень конкуренции в составе мужской сборной России по настольному теннису в настоящий момент? Кого из молодых российских спортсменов Вы бы отметили?
— Конкуренция есть, но если говорить о высоких достижениях, то ее недостаточно. Василий Лакеев и Алексей Левенцов — ребята основного состава сборной — уже не молодые. Из перспективной молодежи остались Кирилл Скачков, Александр Шибаев и Михаил Пайков. Может быть, к ним подтянется Филипп Куимов, если ему предоставят условия и как следует возьмутся за него. Сейчас он тренируется в Краснодаре. К примеру, японец Мицутани уже в 13 лет тренировался в одном из лучших центров Европы в Дюссельдорфе. Так что, если талант не развивать, то ни о каких успехах речи быть не может.
Когда я впервые увидел Филиппа Куимова, ему было 13–14 лет. Тогда он играл потрясающе. Сейчас по уровню развития своих навыков его догоняют ребята, которые моложе его на 1–2 года. Надо было взяться за него, привлекать на сборы со старшими, но ничего было сделано. Филипп развивается только потому, что становится старше, мощнее сам по себе, но не из-за подготовки его как спортсмена.
В России максимум 10 спортсменов, которые претендуют на награды соревнований международного уровня. В Китае можно взять 30–40 человек, которые будут играть не слабее нашей первой десятки.

— Китайцы уже долгое время доминируют в настольном теннисе. В чем, по Вашему мнению, отличается их подготовка от подготовки европейцев?
— У них есть система. Китайцы владеют различными стилями игры. Кроме того, там много квалифицированных тренеров и нет «шаблонных» игроков. В России почти все играют одинаково — просто стоят и выполняют стандартные элементы, ни у кого нет четкого стиля. В этом плане выделяется Александр Шибаев. Он очень дисциплинирован в игре, и видно очертания его стиля. А есть люди, как Кирилл Скачков, которые могут делать различные элементы, чувствуют хорошо мяч, вроде бы все делают правильно, не имеют слабых мест, но не могут собрать все воедино. Он делает слишком много всего, чего в принципе ему может быть и не надо. На это как раз должен обращать внимание тренер. Самому тяжело понять, потому что тебе кажется, что ты все делаешь правильно. Со стороны виднее.
В Китае тренеры набирают новичков, и за одну неделю молодые игроки уже умеют выполнять самые простые элементы. С детства задается огромная техническая база, которую потом надо просто править. Самое сложное — поправить технику, а у них изначально она идеальна. Когда смотришь на их игру, все выглядит легко. У европейцев — тяжело и натружено.

— Летом 2008 года Вы вернулись из Германии в Россию, заключив контракт с клубом «Факел Газпрома» из Оренбурга. Почему было принято такое решение?
— На тот момент я думал, что будет легче, если поеду играть домой. Однако ничего не изменилось с момента моего переезда обратно. Сейчас мы еще видим много играющих теннисистов, но через 5–7 лет вряд ли останутся талантливые спортсмены. Мне было бы легче, если я был бы в Германии. Моя карьера была тяжелой — приходилось все время кому-то что-то доказывать на соревнованиях. Очень устаешь от политики, которая ведется у нас. Хотя у меня хороший контракт, но это не главное, когда просто свободно не дают играть. Пока я думаю над тем, уехать или нет из России. Но мне бы было гораздо легче, если бы я остался в Европе.

— Можно ли сравнить уровень европейского и российского чемпионатов? Есть ли будущее у настольного тенниса в нашей стране?
— Средний уровень игры в российском чемпионате намного ниже. У нас за медали борются три команды. За 5 лет существования лиги сильных клубов больше не стало. Лига не развивается, телевидение не транслирует игры. Да и как снимать и показывать это по телевизору, когда чемпионат страны проходит в убогом зале, где стоит максимум четыре стола, несколько скамеек для зрителей и все. К нам недавно приезжал чемпион Европы датчанин Микаэль Мэйз и просто был поражен такими условиями.
Кроме того, многим европейским клубам уже по 70–75 лет. А у нас никто не может сказать, как долго это продлится, сколько будет идти финансирование. С одной стороны, конечно, открылись границы — если оплачивают, то езжай и играй, но с другой — как не было системы, так и нет. Игроков надо выращивать — за ними надо бегать, подбадривать. Никогда никто не думал, что Бастиан Штегер будет находиться на 22 месте в мировом рейтинге, когда он был юниором. В Германии просто нет больше никого, и они выжимают из одного спортсмена все, что можно. В России просто могут «похоронить» игрока за два поражения.
У нас в России было много талантливых теннисистов, из которых могло что-то получиться, но не вышло, и все обвиняют спортсменов. С уверенностью могу сказать, что над игроком в возрасте от 13 до 18 лет должен работать тренер. Теннисисту необходимо думать только о столе, сопернике, мяче и ракетке. Остальным — помощью в тренировках и созданием необходимых условиях для спортсменов — должны заниматься другие люди.

— Алексей, спасибо Вам за интересную беседу. Желаю удачи в спортивной карьере и успехов на российском и мировом уровне.

Алексей Смирнов

Алексей Смирнов родился 9 октября 1977 года в Тольятти. Российский игрок в настольный теннис, мастер спорта международного класса.

Настольным теннисом занимается с 7 лет, первый тренер — Татьяна Ивановна Ширяева. В 1992 году Алексей Смирнов в составе команды СНГ стал победителем чемпионата Европы среди кадетов, проходившего в чехословацком городе Топольчаны. В 1994—1995 годах выиграл четыре золотые медали юниорских первенств Европы, в том числе и в одиночном разряде. В 1995 году Алексей Смирнов впервые стал чемпионом России, позднее неоднократно побеждал в клубных чемпионатах Германии и Бельгии. В 2007 году в составе бельгийской команды «Ройял Виллетт» (Шарлеруа), за которую выступал с осени 2004 года, победил в европейской Лиге чемпионов.

Алексей Смирнов является единственным российским победителем престижного турнира «ЕВРО-ТОП-12» — 6 февраля 2005 года в Ренне он обыграл в финальном матче знаменитого белорусского игрока Владимира Самсонова, своего одноклубника по «Ройял Виллетту». Еще трижды — в 2004, 2007 и 2008 годах — Алексей Смирнов становился бронзовым призером «ЕВРО-ТОП-12». Высшее достижение теннисиста на турнирах Про-тура — финал в Дохе (2003 год), проигранный тому же Владимиру Самсонову.

Ярким получилось выступление Алексея Смирнова на турнире в Загребе в январе 2007 года, где он дошел до полуфинала, обыграв по пути корейца Рю Сьюн Мина, олимпийского чемпиона в мужском одиночном разряде.
Больших успехов Алексей Смирнов добился, выступая в паре с Дмитрием Мазуновым. В 2003 году на европейском первенстве в Курмайоре россияне дошли до финала, где проиграли паре Евгений Щетинин — Чей Вейсин (Белоруссия — Австрия), а на Олимпийских играх-2004 в Афинах заняли рекордное для всех отечественных представителей настольного тенниса 4 место.

Летом 2008 года Алексей Смирнов заключил контракт с клубом «Факел Газпрома» (Оренбург), за который выступает в клубном чемпионате России и Кубке ETTU.

Информация  с сайта: http://penza-sport.com



Оставить комментарий

От автора
Приветствую Вас на моем сайте!
Друзья, играйте в настольный теннис, выигрывайте или проигрывайте, но не забывайте, что это всего лишь ИГРА!

Свежие записи

Счетчики